none (salut) wrote in bridgebuilders,
none
salut
bridgebuilders

Непошенное внимание: негатив. Мрачные тени

Здравствуйте снова, дорогие коллеги.
Так вышло, что я планировала писать совсем о другом аспекте непрошенного внимания (и еще напишу), но комментарии к прошлому тексту залали моим размышлениям новое направление.
Неудивительно, что большинство из нас испытывают негативные чувства, когда на нас обращают негативное внимание. Поскольку наша психика имеет свойства во-первых, защищать уязвимые места, и во-вторых, пользоваться прошлым опытом (и даже не своим!) как "накатанной колеей" при выборе образа реагирования - неудивительно, что даже само ожидание негативной реакции на наше внимание становится неприятным переживанием.
Часто бывает так: если нас как бы нет, мы проскальзываем по миру незаметно и не оказывая на него существенного влияния - мы ощущаем тревогу одиночества. Если же мы проходим по миру активно, реагируя на его вызовы или даже самостоятельно влияя на течение событий - мы все равно ощущаем тревогу одиночества, выраженную как непонятость, круговую оборону, ожидание дурного, и в конечном итоге - ощущение своей исключительности и исключенности из сонма "их" против "меня". Отдельный челове отделяется от человечества.
Почему это происходит? Я уже говорила в прошлой записи о том, что мы в силах контролировать (и то с трудом) только наши собственные реакции - и их уже так много (поскольку запросов от окружающего мира очень много!), что больше нас ни на какое принятие не хватает.
Меж тем, любое взаимодействие человека с человеком основано в первую очередь на принятии; или восприятии. Мы можем воспринимать другого целиком, с плюсами, минусами, силами и слабостями - и это огромный груз, не зря Иисус называет это бременем и игом, хотя бы и благим и легким. Мы можем воспринимать другого частично, лишь той частью, которой он желает нам открыться или той, которую мы обучены воспринимать (я не шучу, это мастерство требует обучения). Мы, наконец, можем воспринимать свои представления о другом и взаимодействовать с ними - и даже это непросто, поскольку это часть познания себя, и тоже требует усилия, так как и себя мы не всегда готовы принять.
Итак, представим себе, что человек - это некая емкость, которая постепенно заполняется из разных источников (извне, изнутри, свыше), затем содержимое перерабатывается, а затем устремляется в виде энергии или стимула к действию вовне.
Теперь хорошенько учтем, что переработка содержимого непременно требует уже наличия каких-то сил, какой-то энергии, какого-то вектора, и какой-то деятельности, наконец. Проще всего будет определить суммувсего, что требуется для анализа или для действия, словом ресурс.
Видимо, в какие-то времена и в каких-то человеческих сообществах большинство информации подавалось человеку уже "полупереваренной" с помощью формализаций, ритуалов, традиций...человеку не приходилось гадать о том, почему ему нечто сказали, он просто воспринимал сказанное или показанное. Так или иначе, сейчас эта норма размыта и мы не можем - действительно не можем! - догадаться или промоделировать строение нейронных связей другого человека, его индивидуальную сумму реакций, заученных или приобретенных с индивидуальным опытом. Группового опыта у нас с "посторонними" обитателями того же мегаполиса просто нет или исчезающе мало.
Что это нам дает? Тревогу столкновения с неконтролируемым. Иначе говоря, мы осознаем, что у нас есть некие "разрешенные" входы для информации, но стенки емкости тонки, и нечто может просто непрошено "прилететь" и повредить емкость, или заставить ее трудиться сверх отведенного ресурса над переработкой информации. Это действительно опасно, и мы закрываемся, наращиваем стенки, сужаем входы и выходы, капсулируемся. Капсула непроницаема чем дальше, тем более, и мы испытываем одиночество в толпе.
В другом случае, мы принимаем решение быть открытыми и наращиваем ресурс, копим силы, осознанно принимаем решение быть внимательными... И что в итоге? Люди, измученные внутренним одиночеством, чуют это безошибочно и взаимодействуют с открытым человеком куда более интенсивно. Именно с этим связаны нападения "церковных бабушек" на неофитов, вообще старших на младших, "приседания на уши", панибратство, непрошенные советы и тому подобная гиперреакция окружающего мира на потенциально неравнодушного собеседника.
Это без шуток очень страшно. Есть прекрасный рассказ Рэя Бредбери "Марсианин", который аллегорически описывает , как открытое сердце не справляется с направленными на него ожиданиями.

Что я хочу подчеркнуть.
Это не люди жестоки и злы предметно к нам. Это просто людям очень трудно всех бояться и все держать в себе. Найдя лазейку, они стремятся поскорее слить непереваренное содержимое своей емкости и получить передышку в обработке, чтобы остаться хотя бы при своей энергии.
Что важно понимать. То, что мы испытываем, открываясь миру, не являетс по большей части итогом нашей собственной преработки его влияния. Это всего лишь ощущение чужой боли и растерянности. Грубо говоря, "это не наши проблемы, это их проблемы", но это не о том, чтобы отбросить получаемое обратно в том же виде, это о том, чтобы испытать сочувствие, вложив персты в чужие раны.
Такова позиция сильного.
Откуда берется сила на индивидуальную обработку и выстраивание адекватных, осознанных и благих реакций в окружающий мир - давайте в комментариях?
Subscribe

  • советы: как давать, как принимать?

    дорогие коллеги, Не знаю, как правильно реагировать на ситуацию, которая случается часто, практически всем знакома и всех по разному раздражает.…

  • панибратство

    дорогие коллеги, чем вы отвечаете на панибратство? Для меня это явление с трудом переносимое. Иногда мне кажется, что в современную парадигму общения…

  • Ещё взгляд на проблему

    Оригинал взят у trapier в Скупо Мое познание национального русского характера прогрессирует. Я уже узнал, что русские очень прямые и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments